здесь будут ссылки на обсуждения, отчеты и статьи

Sunday, December 09, 2007

Формирование учебной атмосферы в классе.

http://pedsovet.intergu.ru/index.asp?main=topic&id_topic=709&page=0
Отчет по обсуждениям на Гуру.
Так тема была заявлена автором, родителем, которого обеспокоила эта проблема.
Вкратце о методике: суть сводится к тому чтобы внушить ребенку что списывание это проявление слабости и что он все должен делать сам, ни на кого не надеясь.. а так вышло, что класс, в котором он учится, сформирован на конкурсной основе, т.е. прежде чем в него попасть нужно было выполнить ряд заданий по профилирующим предметам, т.е. попали в него те дети, в поведении которых уже прослеживаются нотки борьбы и конкуренции и их просто решили подкрепить вышеназванной моделью поведения.
Тема распалась на три направления:
1. как конкурентная атмосфера влияет на ребенка и как ему помочь справится с дискомфортом
2. проблема списывания, методов борьбы и исключения этого и квалификационные требования к учителю: что он должен, а что – нет.
3. Обсуждение ЕГЭ по математике и как к нему готовить, закончившееся репликой о модерации темы.
По первому вопросу мнения были близки:
Долгов Андрей Юрьевич: Конкуренция во время контрольных совсем не противоречит взаимопомощи при подготовке. Раз учителя насаждают конкуренцию, значит родители должны насаждать дружбу.
Федотов Валерий Павлович: Если класс сформирован на конкурсной основе, то конкуренция обусловлена статусом этого класса. Вы и должны решить, что важнее для Вас и Вашего сына: дополнительные знания, которые он получит в этом классе, или сохранение душевного спокойствия, нервов и т.п. Если такой класс Вам не подходит, то переведите его в другой, с более доброжелательной атмосферой. . Если бы его окружали равные по подготовке товарищи, то никакого дискомфорта ни у него, ни у Вас не возникло бы. Но если более сильные, то именно в этом и причина.
Воронина Елена Владимировна : В любом случае ваша уверенность и поддержка помогут сыну справиться с достаточно жёсткой ситуацией. Если же Вы не можете справиться с волнением, то лучше действительно поменять класс, хотя я уверена, что смена класса это ещё больший стресс.
Павел Широков:Лично я не встречал ни разу в своей жизни случая, чтобы конкуренция влияла на характер человека в отрицательную сторону, только в положительную.
Петров Павел Валерьевич: Конкуренция каждого с каждым негативно отражается на межличностном общении. Помочь отделить учебную деятельность от отношений между одноклассниками могут, например, разнообразные внеклассные мероприятия: праздники, походы, экскурсии... Можно (если будет время) обеспечить возможность межличностного общения со сверстниками "на стороне" - в кружках, секциях. Ну и поддержка в семье способноа помочь
Был рассмотрен и предложенный Павлом Петровым и поддержанный Павлом Широковым домашний вариант обучения.
Но( Коннова Елена Генриевна): С экстернатом способен справиться не каждый ребенок, как и не каждый родитель. Но этот вопрос благополучный родитель может решить при минимальной настойчивости в горуо. Если регулярно сдавать зачеты в школе, можно раз в год. Домашнее обучение - это как я понимаю не само-(т.е.экстернат), а когда по причине болезни(как правило, инвалидности, или на 2 месяца нога в гипсе)на дом ходят и учат учителя. Но некоторый опыт показывает, что тут свои сложности, например если нет другой(не школьной) среды общения со сверстниками, начинаются проблемы с коммуникативностью, даже при том, что ребенок занят любимыми делами.
Коннова Елена Генриевна: Если ребенок часто попадает в ситуацию когда его мнение осмеивается, гипотезы не принимаются во внимание, не каждый устоит.Хорошо бы для вашего сына создать ситуацию успеха и общения со сверстниками во внеучебной деятельности. Например, кл. рук.-лю предложите помощь - сводить детей из классе в поход, на экскурсию,приготовить внепредметные лучше командные конкурсы и т.п.Обычно они(мы) от помощи не отказываются. Мало кто предлагает.
И еще очень хорошо сформулировал Петров Павел Валерьевич: Для меня здоровая конкуренция - это конкуренция дел, а не личностей. Т.е. это когда оценивается реально сделанная работа, а не качества личности её исполнителей, ну что-то типа: "Можешь лучше, получишь на балл ниже, а вот ты сегодня постарался..." - и т.п. Правда как тогда быть с "воспитательной функцией оценки" и пр. дорогими сердцу педагога вещами;-)
*видимо это последнее и насторожило родителя, когда он открыл тему. Правда, упор он сделал на списывании.
И хотя все были единодушны, что списывание плохо, как один из методов борьбы было предложено: разрешить списывать.
2. Федотов Валерий Павлович.
Списывать - дурно. Это нужно было не в 6 классе объяснять, а гораздо раньше. Однако причем здесь конкуренция? Списывать одинаково дурно вне зависимости от профиля класса.
Павел Широков:Что касается списывания, то этот феномен совсем из другой оперы. Это почти всегда происходит тогда, когда человеку что-то навязывают; заставляют учить то, чем человек заниматься не хочет. Это – своеобразная, часто неосознанная,реакция на обязаловку и принудиловкувыражается в симуляции учебы.
Анисимова Ольга Владимировна:Оценка - та же зарплата. Можно не сидеть на рабочем месте, но задание должно быть выполнено. Иначе... требовать зарплату - смешно.
Не хочешь - не учи. Но требуй не оценку, а право ее не выставлять.
Петров Павел Валерьевич: Моё мнение как педагога;-) и психолога - проблема списывания может быть успешнорешена (и решается) как проблема технологии проверки знаний. Т.е. можно конечно решать проблему списывания и как некую нравственную проблему. Что-то похожее на то, что вот уходя, оставим открытую дверь в квартиру, а затем будем сокрушаться о падении нравов обокравших её воров;-)
--------
Нечто похожее происходит в рамках так называемого проектного метода обучения. Там просто нечего списать, т.к. другие могут предложить лишь идею, которую ещё надо реализовать. А это время, необходимое тем "другим" для реализации своих идей. Можно использовать нечто подобное, сформулировав задание так, чтобы при его выполнении необходимо было (спонтанно;-) применить полученные знания. Хотя сам результат по содержанию может с изученной темой и не соотноситься. В таком случае школьникам можно (и нужно) предложить использовать тетради и учебники как своего рода справочную литературу - списать там они в принципе ничего не смогут.
А можно организовать проверку знаний так, что списывание будет просто неэффективным. Много чего можно сделать ,используя для проверки знаний обычный компьютер. Например, можно ограничить время выполнения каждого задания так, что списать ученик просто не успеет. Этот приём успешно применяется при сдаче экзаменов по ПДД в ГАИ, где нас сразу предупредили, что мы можем пытаться списать, но всё равно не успеем;-) Можно предложить много вариантов так, что у каждого ученика будет свой набор заданий и списать будет просто не у кого.
С этой реплики и произошло переключение темы на варианты ЕГЭ, проблему списывания как неподготовленность к экзамену. И о том, что зачастую в списывании виноват учитель, либо не давший достаточно знаний и навыков, либо не вселивший уверенность, что эти знания будут использованы.
Петров Павел Валерьевич: Порядок порядку рознь. То, о чём я пишу, способно исключить списывание. Но не потому, что учитель зорко следит за всеми, школьники убрали всё в свои мешки и сложили их в одну кучу и т.п. И не потому, что все полюбили писать контрольные самостоятельно или считают списывание безнравственным. А прежде всего потому, что списывание может не принести желаемого результата, т.е. станет неэффективноым, бесполезным для самого списывающего.
Т.е., если использовать всё ту же метафору с ворами, это даже не столько хитрый замок на крепкой двери. Это скорее такая организация жизни, при которой воровство не приносит желаемого барыша;-))
Федотов Валерий Павлович:- Простите за каламбур, но гораздо эффективнее организовать работу так, чтобы списывание стало эффективным. Неоднократно замечал: стоит лишь дать чуть-чуть "свободы", как "от радости" начинают сдирать всякую чушь с соседа даже те, кто сам понимает больше и решает задачи лучше. Достаточно пожертвовать всего лишь двумя-тремя самостоятельными работами, как наказанные честно выставленными двойками за коллекцию чужих ошибок начинают задумываться, что своя голова всё-таки лучше. По крайней мере, получать низкую оценку за собственные ошибки не так обидно, как за чужие.
---
Учитель должен уметь составлять (в частности, тиражировать по образцу) варианты контрольных заданий, рассчитывать продолжительность контрольных работ, обосновывать уровни оценок и т.п. Если по Вашей дисциплине тесты являются эффективной формой проверки знаний, то Вы должны владеть этим инструментом и использовать его на своих уроках.
Петров Павел Валерьевич: Выработка стандартных баллов не решит заявленной проблемы. Проблема эта может быть решена за счёт заимствования отдельных форм самого тестирования. В частности, за счёт ограничения времени выполнения задания, разделения заданий по степени сложности, а также за счёт формулировки заданий таким образом, чтобы их успешное выполнение не не зависело напрямую от запоминания (или подсматривания) пройденого материала. Полагаю, что всё это педагогу вполне под силу.
Однако полагаю, что сами по себе контрольные работы (проверки знаний) врядли способны этот интерес убить. Опять же, думаю, что этот интерес не привносится откуда-то извне, он уже находится в самом ребёнке. Причём чем ребёнок старше, тем интерес сильнее. Только часто содержательно он (этот интерес) совсем не вписывается в образовательную программу.
----------------
Т.е. главная задача - как этот интерес в програму вставить. В этом направлении и надо думать, способов (как всегда;-) может быть несколько.
Воронина Елена Владимировна: Но это тоже моя позиция: кто из детей или моего начальства через 5 лет будет вспоминать объективно ли я ему поставила оценку, если она чуть-чуть в пользу ребёнка? А вот ощущение что ему помогали учиться, его учили, обсуждали с ним проблемные вопросы и т.д. останется на многие годы. А контрольные я тоже провожу и там я совершенно бескомпромиссна и свирепа бываю.
Может я не права, но результаты есть. У детей прогресс от класса к классу, лес рук при вызове к доске, нет отвращения к моей физике, аттестацию дети проходят, в институт поступают, любят меня как правили, по крайней мере уважают. А что ещё учителю пожелать?С родителями правда конфликты бывают всё равно.....
Оценить: 0 100 (нет вашей оценки)
Федотов Валерий Павлович
- Не может быть клише в хорошем смысле! Происходит подмена вида деятельности. Фактически здесь то же самое списывание: вместо того, чтобы думать и вникать в условие задачи, ученик чисто механически подставляет свои числа на место других в "образцовом" решении (не важно, у соседа или на доске). Учителям тоже легче так работать: не научить, а натаскать на тесты ЕГЭ.
Дальнейшая дискуссия о ЕГЭ по математике и подготовке к нему интересна, но ее лучше читать полностью. Хотя никаких радикальных предложений не было, но сами мнения были достаточно полярны и придти к единому не удалось.
Что в общем-то и соответствует современному отношению к единому экзамену.
Так частная проблема свелась к общему вопросу: чему учить и как учить. Ибо атмосфера в классе – это не только частный случай, но и отражение общих тенденций.
И все-таки лучше, когда во главу угла ставят сотрудничество, а не конкуренцию. И обществу, и личности.

No comments: