здесь будут ссылки на обсуждения, отчеты и статьи

Wednesday, November 05, 2008

Тема: Безграмотный учитель

Автор: Беленькая Людмила Владимировна
"Орфографические ошибки в письме - как клоп на белой блузке"
Фаина Раневская
Задала интересный вопрос: «Имеет ли право учитель не русского языка и литературы не знать орфографию и пунктуацию?», впрочем поводлоом к этому послужил не конкретный случай, а «то, что часто сталкиваюсь с безграмотностью учителей. В повседневной работе с недоумением читаю в классных журналах и другой документации такие "перлы"... И здесь, на форуме с удвлением вижу то же самое. о маразма доходит, когда учительница исправляет ученика, правильно написавшего текст. Но проблема шире. В газетах и журналах, с экранов ТВ каждый день вижу ошибки. Покупаю книгу и...то же самое. В презентациях, которые прислают на экпертизу, то же самое. Какая-то тотальная безграмотность.
Но все ж, когда учитель пишет с ошибками, это очень удручает. За этим стоят десятки будущих безграмотных врачей, юристов, инженеров.»
Ее поддерживает и Ковалько Галина Николаевна: «мы должны следить за грамотностью письма и речи. Иначе просто тихонько падает авторитет педагога.», приводя пример из реальной жизни, когда ошибку учителя родители вспоминали и несколько лет после его ухода.
Не обошлось и без пафоса об учительской миссии от автора темы: «Мы, пожалуй, единственные сейчас, кто является культурной силой страны. Мы, взявшие ответственность учить деток, должны соответствовать самому определению "учитель".
Кто бы спорил? Но форум естьфорум, и аргументы найдутся как за, так и против.
Дьячкова Евгения Васильевна: Но здесь, на форуме, очень часто ошибка не означает безграмотность. Вот у вас, например, Людмила Владимировна, в слове "прислают". Просто торопимся, или невнимательность. Поэтому сразу жестко обвинять не стоит. Ну а то, что с русским у многих беда, в этом я с вами согласна. На то он у нас "великий и могучий", и все хотели изучить его за то, что на нем разговаривал...Задача оказалась непосильной. Особенно знаки препинания!
А Смирнова Ольга Витальевна, рискнула даже расширить тему: давайте будем "говорить" не только лишь о грамотности учителя с точки зрения русского языка, но и о грамотности учителя в целом. от учеников можно часто услышать то или иное "лестное" словцо об учителе, об уроке - это понятно вроде, но иногда и от учителей такого наслушаешься! - стыдно становится. Мне кажется, что грамотность учителя - "набор" компетенций: коммуникативной, предметной, психолого-педагогической... или я путаю ГРАМОТНОСТЬ с ОБРАЗОВАННОСТЬЮ учителя? Считается ли безграмотным учитель, высказывающий свое мнение о коллегах ученикам? Является ли безграмотным учитель, который достигает высоких результатов обучения только лишь из-за того, что все родители давно уже не доверяют ему своих детей, а оплачивают репетиторов (и это не скрывается ни от кого из "субъектов образовательно-воспитательного процесса")?
Синявская Наталья Владимировна резонно возразила о компетенциях:
«Я точно знаю, как пишется то или иное слово, где ставятся знаки препинания. Еще вижу ошибки в любом написанном тексте. Внутренне морщусь от звОнит, вклЮчит... Но это не значит, что я грамотнее многих, делающих эти ошибки. Это значит, что в институте я училась на пятерки. Я преподаю русский и литературу. Но коснись другой темы, и я сделаю ошибки еще более масштабные, чем математик, написавший приорЕтетный. Просто математику нужно каждый день пользоваться русским устным и русским письменным, и его ошибки будут заметны. А мне, филологу, можно и не рассуждать об области определения логарифмической функции, удачно скрывая ее полное незнание. Вот и получается, что ошибки нелингвистов в той области, где они непрофессионалы, видны невооруженным глазом (или слышны все тем же невооруженным ухом).
Возчиков Сергей Михайловичобратил внимание и на технические аспекты неграмотности, и на то, что складываются новые нормы языка, разные в реале, и в виртуале: «Дошло до того, что Word показывает ошибку, когда букву "ё" ставишь на её законное место в слове. А уж употребление тире вместо дефиса - это что-то с нечто... Повсеместно и на всех уровнях. Довелось видеть, как требовали заменить дефис на тире - "Так красивее текст!".
И он жы пытается найти истоки проблемы: мне кажется, корни этого лежат в отсутствии, несформированности "чувства слова", "чувства языка". Да не оскорбятся русисты, но кажется мне, что русский язык в школе изучается по методу Сальери. Помните - "Музыку я разъял, как труп..."
Синявская Наталья Владимировна обратила внимание и на связь грамотности с чертами характера: «Но одно я знаю точно: грамотное письмо не показатель грамотности. Это показатель тех, кто вовремя и - внимание: правильно! - заполняет документы, папочки, отчетики...»
Не обошлось без примеров из жизни и сетования на изменчивость времени и нравов.
Радченко Алексей Петрович обратил внимание и на такую тенденцию, как намеренное искажение написания: «Я категорически против НАМЕРЕННОГО искажения русского языка. Если уж в Государстве Учителей я встретил тему "Позитиффф", то зачем тогда так наигранно удивляться на ЕГЭ, если ученик написал "афтар зжот" или "панравилась", а также "Четы непонел, афтару респект".»
Поиски причин и истоков безграмотности были горячими, здесь было много вариантов перечислено, в том числе и связь грамотности с общей культурой. Козусь Виктор Александрович:Поддерживаю: грамотность зависит от количества прочитанных (лично) в детстве книг: знаю по себе - чем раньше начнешь читать книги, тем грамотнее окажешься в последствии. Как правило, многие ошибки выявляются на подсознательном уровне: прямо видно как неправильно написанное слово «режет слух».
А что бы это произошло, наверное надо согласиться с Беленькой Людмилой Владимировной, чтобы установилась следующая норма:
«Норма, когда дети находятся в пространстве грамотности, не взирая на то, какой урок. Школа должна быть местом тотальной грамотности.»
И чтобы дети участвовали в таких же дебатах, как на ветке по поводу использования буквы «Ё» и нуля-ноля. А иначе нас ждет установка памятника последнему грамотному, также как в городе Ульяновске у библиотеки им Н.М. Карамзина есть памятник букве Ё.

Полезные ссылки:
Предлагаю Вашему вниманию ресурс проверки орфографии
http://www.orfo.ru/online/Default.aspx
"Памятник букве ё" http://nadych.net/wp-content/uploads/2008/02/pamyatnik_bykve_e.jpg
Отчет составила Анисимова О.В.

No comments: